Выбор темы диссертационного исследования. Выбор темы диссертационного исследования является ответственным этапом для начинающего соискателя. Неудачно выбранная тема может повлечь за собой ненужные проблемы в процессе подготовки и защиты. Замена же "неудобной" темы - потеря времени и сил.Исключительная важность рационального, обоснованного выбора темы диссертационной работы обусловлена также тем, что тема во многом определяет содержание работы, воплощает в концентрированном виде главенствующие атрибуты диссертации - актуальность, новизну, научную ценность. Лучше всего выбирать тему, которая не вызовет больших сложностей у диссертанта или такую, по которой у него уже имеются определенные наработки. С другой стороны, следует определить, на что сегодня есть спрос, что достаточно актуально, перспективно, но и не слишком проблемно, не вызовет ненужных споров. При этом, однако, не стоит выбирать проблему, которая активно обсуждается в прессе, требует незамедлительного решения. Вполне возможно, она будет решена до того, как пройдет защита, и время будет потрачено впустую.Рекомендуется также избегать неоднозначных проблем, которые имеют своих сторонников и противников. Неизвестно, кем окажется оппонент, вполне возможно - противником, как и члены Ученого Совета. В большинстве случаев не стоит выбирать тему, над которой уже работали ранее. В связи с этим целесообразно обратиться к каталогам защищенных диссертаций или каталогам авторефератов. Вместе с тем, диссертация может содержать и новое решение уже рассмотренной ранее проблемы, ведь наука никогда не стоит на месте. Название диссертации не должно быть слишком длинным или слишком коротким (оптимально - 5…10 слов). Иногда к нему добавляют небольшой подзаголовок (обычно до 5 слов). Название должно адекватно отображать содержание исследования и, вместе с тем, не выходить за рамки паспорта специальности. Окончательное название диссертации может быть впоследствии уточнено, откорректировано. После фактического выбора темы диссертации составляется пояснительная записка о выборе темы диссертационного исследования (одна страница машинописного текста). В такой записке, помимо прочего, указывается: актуальность темы; цель исследования; задачи исследования; структура (предварительный план) исследования. Пояснительная записка подается в ученый совет, на заседании которого происходит утверждение темы, а также назначается научный руководитель. Составление перечня первоисточников. Работа над диссертацией, включая и составление реального плана, невозможна до тех пор, пока вы не знакомы с публикациями по данной проблематике. В свою очередь, подбор первоисточников невозможен без составления их списка, пусть даже и неполного, предварительного. Для составления списка первоисточников обычно используют: - электронные и традиционные каталоги крупных библиотек; - специальные электронные базы данных; - реферативные журналы, бюллетени сигнальной информации, аналитические обзоры; - списки использованных источников, а также сноски в диссертациях на схожую тематику; - прикнижные и пристатейные списки литературы (в учебниках, монографиях, статьях); - просмотр профильной периодики (журналы, сборники научных трудов, вестники); - поиск по базам законодательства (законы, постановления, указы в определенной сфере); - Интернет. Для поиска по электронным каталогам библиотек (РГБ, РНБ и т.д.), а также и в электронных базах данных необходимо предварительно продумать и составить (на бумаге) список ключевых слов, которые могут встречаться в названиях предполагаемых источников. Всегда однако помните, что практически все существующие базы имеют один недостаток: в них плохо отражены (либо совсем не отражены) публикации советского и дореволюционного времени, а также самые последние по времени публикации. То же самое замечание относится и к реферативным журналам. Много информации о первоисточниках дает поиск в традиционных систематических каталогах библиотек. Всегда следует посетить и отдел периодики. В периодической прессе намного оперативнее отражаются некоторые последние научные достижения и разработки, чем, например, в учебниках и монографиях. Просматривая периодику следует знать, что в первом (или последнем) номере почти каждого журнала есть перечень публикаций за прошедший год. Чтобы не смотреть все номера за каждый год, можно воспользоваться этим и выиграть немного времени. Важной информацией для поиска первоисточников является список литературы и сноски в диссертациях на схожую тематику. Кроме этого, часть источников можно почерпнуть из прикнижных и пристатейных списков литературы. Составляя библиографический список, старайтесь записывать первоисточники по правилам, со всеми двоеточиями, многоточиями, косыми линиями и т.д. Вы оцените этот, на первый взгляд, излишний труд на финише работы над диссертацией, а именно при упорядочивании списка использованных источников. Что касается поиска в системе Интернет, здесь трудно дать какие-нибудь однозначные советы. Иногда, если тема диссертации является актуальной научной, государственной, политической проблемой - в Интернете можно найти немало полезной информации. В других же случаях можно не найти ничего совсем - ведь в Интернете есть не все подряд, а только то что есть, грубо говоря, что опубликовали веб-мастера на своих многочисленных сайтах. Добавляйте найденные ресурсы в Избранное, а лучше записывайте на бумагу. Подбор первоисточников. Работа с информацией. Работу с источниками оптимально разбить на несколько этапов: - предварительный выбор по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы; - поиск самих источников в соответствии со сформированным списком; - анализ первоисточников, их отбор, ксерокопирование, конспектирование. Помимо монографий, публикаций, статей следует ознакомиться с авторефератами уже защищенных диссертаций, а еще лучше - с оригиналами этих диссертаций. Просмотр уже завершенных диссертационных исследований целесообразен по нескольким причинам: - можно более четко определить, по каким направлениям вели исследования Ваши предшественники, чтобы не повторять их работу; - можно значительно быстрее изучить различные точки зрения на вопросы, связанные с темой исследования; - появится более четкое представление, как выглядят "живьем" кандидатская диссертация (докторские поэтому лучше не смотреть); - можно изучить и переписать (или переснять) библиографический список литературы - как правило, 150…250 источников в каждой диссертации, а иногда значительно больше. Имея на руках сформированный список литературы, можно начинать ходить по библиотекам и собирать информацию: смотреть, выбирать необходимую, делать аннотации, заметки, выписки, ксерокопии. Не забывайте при этом подписывать ксерокопии, иначе впоследствии будет неизвестно, кому принадлежит авторство отснятого текста. В процессе отбора литературы следует придерживаться тематики исследования. Часто объем литературы по теме может быть такой, что для его полного прочтения необходимы годы, по истечении которых выяснится, что за это время вышли новые труды и т. д. Поэтому следует сосредоточиться на главном. И хотя в большинстве методических указаний даны рекомендации начинать с общих работ, постепенно продвигаясь к материалам, непосредственно касающимся тематики диссертационного исследования, такой способ нельзя признать оптимальным. Чрезмерное увлечение чтением первоисточников приводит к сбору излишней информации, способствует засорению ума второстепенными проблемами, тормозит процесс работы над диссертацией. Для экономии времени анализ целесообразно начинать с самых "перспективных" (пусть и на первый взгляд) источников, знакомство с которыми в наибольшей мере может пригодиться в работе. К счастью, в эпоху ксероксов, сканеров и принтеров работать с информацией стало намного легче. Вряд ли оптимально конспектировать (как это делалось раньше) каждый труд. К тому же при таком двойном редактировании (когда вначале пишется краткий конспект, а затем при использовании материала на основании этой уже неполноценной редакции делается новая редакция) неизбежно искажается первоначальный смысл. Подобные способы постепенно уходят в прошлое. Гораздо быстрее и удобнее нужную информацию снимать на ксерокс, причем сразу для всего исследования, а не отдельно по главам диссертации. Часть из этой "необходимой" информации впоследствии может оказаться ненужной, но зато диссертанту не будет необходимости лишний раз отвлекаться на посещение библиотеки, заполнение требований, ожидание очереди на ксерокс и т.п. Один из немногочисленных недостатков указанного способа - серьезные первичные затраты на подготовку материала. Однако имея такую подборку материала диссертант может приступить к целенаправленным исследованиям, меньше отвлекаясь на рутинную работу. Кроме того, при наличии достаточного для исследования материала может наступить момент психологической уверенности и труд над диссертацией, возможно, уже не будет казаться таким непосильным, а сроки, отведенные на научную работу, такими маленькими. Следует однако заметить, что работа с собранным материалом может быть неэффективной и трудной, если этот материал не систематизировать. Способы систематизации могут быть разные. Например, можно систематизировать материал, разложив его по стопкам (папкам, скоросшивателям, ящикам стола) в соответствии с подпунктами плана. При таком подходе в каждый конкретный день работы над диссертацией Вы будете работать не со всем материалом, а, например, с 1/10 его частью, что очень удобно. Наиболее важные моменты в собранном материале вместо утомительного конспектирования можно выделить маркером, разноцветными ручками, закладками, сделать пометки на полях или даже отсканировать, записав лишь краткие памятки в рабочем блокноте. Работая над чужими текстами следует не просто заимствовать чужой материал, но обдумывать уже имеющуюся научную информацию, вырабатывать собственные идеи, подходы и концепции, фиксировать собственные мысли. Переписывание чужого текста массивами или без ссылок на первоисточник превращает работу в плагиат. Организация труда диссертанта. Работа над диссертацией представляет собой поистине огромный труд, который требует от его автора затрат сил и времени, методичного и упорного труда, причем не только во времена "творческого вдохновения", а на протяжении всего периода подготовки диссертации.Эффективность работы, ее скорость и качество зависят от рациональной организации труда. Чем лучше диссертант организует свой труд, тем больших (и более качественных) результатов он сможет достичь за определенный промежуток времени. Во время выполнения диссертационной работы целесообразно по мере возможности ограничить другую работу, домашние заботы, все то, что отвлекает. Ускорить работу поможет правильная организация рабочего места; использование оргтехники. Шум в помещении, плохая освещенность, беспорядок на рабочем столе, отсутствие подлокотников на кресле при работе с клавиатурой и другие подобные факторы могут снизить производительность труда. Если позволяют возможности, необходимую оргтехнику (если ее нет) следует приобрести еще в начале исследования. Свой компьютер, принтер, а может быть и сканер, которые во время работы будут у Вас под рукой, позволят сэкономить время и больше сосредоточиться на творческой работе. Не забывайте осуществлять резервное копирование важной для Вас информации с жесткого диска компьютера на другие носители. В процессе труда придется делать много пометок в ксерокопиях, личных записях, других материалах. Эти пометки могут быть разного характера, относиться к разным главам работы, наконец, их может быть настолько много, что они просто будут сливаться. Чтобы пометки были выразительными, легко впоследствии находились и понимались следует подготовить набор разноцветных маркеров или фломастеров, гелевых ручек. Если механическую и творческую работу все-таки приходится выполнять параллельно в течении дня - начинать лучше с творческой работы. В конце рабочего дня, когда наступает утомление можно погрузиться в механическую работу.Как правило, диссертанту бывает довольно трудно сочетать чисто техническую (рутинную, механическую) работу с творческой. Например, вычерчивание на ПК сложной схемы, ранее составленной на бумаге (механическая работа) прерывает творческий мыслительный процесс. То же самое касается и посещения библиотеки в середине рабочего дня. Для повышения скорости и качества подготовки диссертации подобную работу следует разграничивать во времени. Если механическую и творческую работу все-таки приходится выполнять параллельно в течении дня - начинать лучше с творческой работы. В конце рабочего дня, когда наступает утомление можно погрузиться в механическую работу. Известно, что многим диссертантам довольно сложно начать работу, сделать первые шаги, написать первые страницы диссертационного исследования. С одной стороны, диссертанта может беспокоить сам объем предстоящей работы. С другой стороны, еще не прошел процесс "втягивания" в работу, не выработалась привычка работать планомерно, сосредоточенно и достаточно долго. Между тем, универсальных способов преодолеть эту проблему нет. Как минимум, целесообразно определить время суток, когда работа продвигается с максимальной творческой производительностью. Неэффективно браться за написание всех глав и разделов одновременно. Это замечание не относится к подбору литературы: с целью экономии времени и сил подбирать первоисточники гораздо лучше сразу для всей работы. Для более размеренной работы, а особенно в условиях сжатых сроков можно рекомендовать составить календарный план выполнения диссертационной работы и стараться его придерживаться. Составленный план можно детализировать, ставя себе более конкретные задачи на месяц, на неделю, на предстоящий день. Подготовка научных публикаций. В соответствии с требованиями ВАК России основные результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы для ознакомления с ними научной общественности. Как минимум одна публикация должна быть в изданиях, рекомендуемых ВАК. Публикации выполняют несколько функций: - делают результаты научной работы гласными и доступными научному сообществу; - оказывают содействие установлению приоритета автора (дата подписания публикации в печать - это дата приоритета научного работника); - свидетельствуют о личном вкладе исследователя в разработку научной проблемы; - служат косвенным подтверждением достоверности основных результатов и выводов, полученных в диссертации, ее новизны и научного уровня, поскольку после выхода в свет публикация становится объектом изучения и оценки широкой научной общественности; - отображают основное содержание диссертации. Публикация основных научных результатов диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук, является одной из предпосылок аттестации научных кадров. Поэтому особое значение публикации имеют для соискателей ученой степени. При этом количество и качество публикаций по теме исследования является одним из критериев оценки диссертации. Учитывая то, что диссертация к защите принимается только после выхода соответствующих публикаций, готовить их следует не в последний момент, а заранее. Публикация всех статей в последний момент перед защитой также производит довольно неблагоприятное впечатление на членов диссертационного совета и экспертов ВАК. Следует также отметить, что включение в перечень работ, которые подготовлены к печати, но еще не вышли, является нарушением требований ВАК, что может усложнить процесс аттестации. По правилам ВАК, со дня последней публикации соискателя до дня защиты кандидатской диссертации должно пройти не менее месяца. Статья подготовлена на основе материалов I-net порталов: http://www.aspirant.com.ua http://www.diser.biz
|