История возникновения и развития Интерпола. Интерпол - сокращенное название Международной организации уголовной полиции (МОУП). Интерпол - это и механизм, и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретного преступления, в координации и кооперации предпринимаемых ими совместных действий и наблюдению, преследованию, розыску и задержанию международных уголовных преступников. В этом механизме сотрудничества Интерпол действует как единый мировой центр по выработке совместной полицейской стратегии и тактики борьбы с международной уголовной преступностью. С этой точки зрения Интерпол — уникальная, единственная международная организация, принимающая непосредственное практическое участие в предупреждении и подавлении международной преступности. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была организована в 1923 г. и первоначально объединяла 17 государств. В дальнейшем по мере развития международного полицейского сотрудничества Интерпол стал глобальной организацией, объединяющей в настоящее время 181 государств мира. Страны-участницы Интерпола за 75 лет своей истории создали широкую систему взаимодействия - от обмена письменной информацией до новейших информационных технологий с разветвленной сетью компьютерных баз данных. Разработана программа регионального информационного развития, цель которой - обеспечение всех стран-членов Интерпола специальной связью. Высокие профессиональные качества экспертов и других сотрудников Интерпола нашли широкое признание в мире. Статус наблюдателя Интерпола в ООН - наглядное этому подтверждение. Первый шаг, приведший к созданию международной полиции, был сделан Эдвардом Генри. В 1901 г. он организовал в Скотланд-Ярде центральное отделение дактилоскопии и предложил всем заинтересованным специалистам принять участие в изучении этого новшества. В 1905 г. на международной конференции криминалистов германоязычных стран была предпринята очередная попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности. На своей 10-й международной ассамблее в Гамбурге криминалисты по предложению франкоязычных государств приняли резолюцию, подтверждающую, что возросший спрос на туризм и загранпутешествия способствует появлению новых форм международной преступности. Для ее изучения и пресечения необходимо предпринять совместные международные акции. Во всех странах в составе полицейских подразделений предполагалось организовать центральные бюро, в задачу которых должно входить: обмен информацией о международной преступности с целью ее предотвращения и пресечения; улучшение прямых отношений друг с другом. Проблемы борьбы с международной преступностью обсуждались на многих конференциях и конгрессах: в 1905 г. (Буэнос-Айрес), в 1909 г. (Мадрид), в 1912 г. (Сан-Паулу) и в 1913 г. (Вашингтон). Все они в той или иной степени носили международный характер. В Дрездене в мае-октябре 1909 г. проходила международная выставка фотографии, на которой полицейские фотографии занимали значительное место. Участниками этой выставки были сотрудники Дрезденской, Гамбургской полиции, Прусской школы жандармерии, Парижской префектуры полиции, Венской полиции, криминальной полиции Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы, Вашингтонского департамента правосудия и криминальной идентификации. Это мероприятие также послужило обсуждению проблемы создания международной полицейской организации по борьбе с преступностью. С 14 по 20 апреля 1914 г. состоялся Первый международный конгресс криминальной полиции. Однако, по мнению современников, этот конгресс был не более международным, чем все предшествовавшие. На конгрессе была представлена в основном уголовная полиция Франции, Италии, России, Австрии и Великобритании. Германия официально не принимала участия. Участники конгресса обратились к правительству Монако с просьбой взять на себя инициативу создания в Париже международных комиссий по разработке унифицированных стандартов удостоверений личности и организации единого международного бюро идентификации международных преступлений. Присутствующие на конгрессе договорились встретиться вновь через два года в Бухаресте на Втором международном конгрессе криминальной полиции. Первая мировая война похоронила не только эту надежду, но и все принятые в Монако резолюции.После первой мировой войны проблема международной преступности возникла вновь, но уже в более острой форме. По инициативе бывшего начальника полиции Вены и экс-федерального канцлера И. Шобера с 3 по 6 сентября 1923 г. в Вене состоялся Международный полицейский конгресс. И, несмотря на то, что Соединенные Штаты и Великобритания официально не были представлены на конгрессе, а все делегаты имели инструкцию от своих правительств не принимать никаких обязывающих решений, конгресс имел большой успех и стал по-настоящему международным. На нем были представлены все континенты, кроме Австралии. Среди делегатов конгресса были криминологи и дипломаты Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Египта, Франции, Германии, Греции, Голландии, Венгрии, Италии, Японии, Латвии, Польши, Румынии, Швеции, Швейцарии, Турции и Соединенных Штатов Америки. Резолюция конгресса содержала широкий круг полицейских проблем по борьбе с международной преступностью. Это, прежде всего, установление отношений между службами безопасности разных стран, повышение эффективности взаимодействия через заключение конкретных международных соглашений по борьбе с преступностью. Кроме того, конгресс учредил Международную комиссию криминальной полиции (МККП), которая немедленно приступила к работе над программой. Таким образом, 1923 г. стал считаться датой рождения Международной организации уголовной полиции - Интерпол, хотя официально до 1956 г. она называлась Международной комиссией криминальной полиции. Расходы этой организации до 1928 г. взяла на себя Австрия. Каждая страна-участница должна была выплачивать взнос в размере 1 швейцарского франка на 10000 жителей. В 1953 г. размер взноса составлял 10 швейцарских франков. В последующие годы он много раз менялся. В мае 1924 г. Международная комиссия криминальной полиции приняла резолюцию по пяти важным вопросам, которые определили направление действий на многие годы вперед. Это: 1. создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности; 2. разработка систем доказательств и международный поиск преступников; 3. организация отделений по идентификации людей на расстоянии; 4. издание газеты международной полиции; 5. создание совместной программы по предотвращению и выявлению поддельных банкнот и документов. В ноябре 1924 г. по просьбе Интерпола Венская полиция приступила к выпуску полицейского обозрения «International offentiliche Sicherheit» (Международная общественная безопасность). В нем также были помещены образцы ордеров на арест в Германии, Франции, Великобритании и Италии. Вторая сессия МККП состоялась в Вене в 1926 г., где была принята 21 важная резолюция. Они в основном касались учреждений информации по международной преступности, введения правил телеграфной связи между полицейскими силами, мер, направленных против порнографических фильмов и литературы. На второй сессии было также поддержано предложение представителя Бельгии г-на Кеффера о проведении очередного конгресса в 1926 г. в Берлине. На Берлинском конгрессе Международной криминальной полиции, который состоялся с 17 по 30 сентября 1926 г., присутствовали 245 человек. Правительства Германии и Пруссии были представлены министрами внутренних дел д-ром Култцем и д-ром Северингом соответственно. Конгресс в основном был посвящен теме экстрадиции (выдача преступников). Однако только в сентябре 1930 г. Интерполом были разработаны принципы, на основании которых могла осуществляться экстрадиция. Очередные конгрессы МККП прошли в 1934 г. в Вене, в 1935 г. в Копенгагене, в 1936 г. в Белграде, в 1937 г. Лондоне и в 1938 г. в Бухаресте. 12 марта 1938 г. германские войска вошли в Австрию, и восемнадцать месяцев спустя началась вторая мировая война. Деятельность МККП была существенно нарушена. С 1940 г. МККП возглавлял шеф немецкой службы безопасности Гейдрих. Администрация МККП и Международное бюро были переведены из Вены в Берлин. В течение второй мировой войны не было ни одного официального конгресса МККП. С 3 по 5 июня 1946 г. представители 17 государств в ответ на призыв правительства Бельгии встретились в Брюсселе с целью воссоздания Международной комиссии криминальной полиции, которая не провела ни одного заседания с 1938 г. Главный инспектор Министерства юстиции Бельгии М. Луваж и М. Луне Дукло, глава Французской криминальной полиции при Министерстве внутренних дел, были избраны соответственно Президентом и Генеральным секретарем МККП. Было принято решение перенести штаб-квартиру Комитета в Париж. 19 стран возобновили свое участие в МККП, среди них Бельгия, Чили, Дания, Египет, Франция, Греция, Голландия, Иран, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Швеция, Швейцария, Чехословакия, Турция, Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Югославия. За время существования МККП произошли три очень важных изменения. Первое: ее действие распространилось на весь мир в результате вступления в ее ряды новых членов. Второе: в 1956 г. Международная комиссия криминальной полиции была переименована в Международную организацию уголовной полиции - Интерпол. Третье: был принят новый устав Интерпола. Штаб-квартира МОУП Интерпол находится в Лионе (Франция). Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации. Основные цели организации сформулированы в ст. 2 Устава: 1. обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; 2. создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Устав запрещает любое вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава). Структура Интерпола. Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом - Исполнительный комитет во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают систему органов управления советники, исполняющие исключительно консультативные функции. В состав Генеральной Ассамблеи входят представители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи (ст. 7). В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год, избирать должностных лиц организации и решать финансовые вопросы. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств - рекомендательными. Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе. Исполнительный комитет выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов. Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководит ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется как через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам. Заседания Исполнительного комитета проводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинством голосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае, если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своих функций все члены Исполнительного комитета действуют как представители Интерпола, а не как представители своих стран (ст. 21 Устава). Генеральный секретариат является постоянно действующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря, специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международный центр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный и информационный центры, обеспечивает эффективное административное руководство Интерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовит необходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связь с Президентом и т.п. Возглавляет секретариат Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числа лиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы с преступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генерального секретариата и руководит всеми его службами. По состоянию на январь 1997 г. в штате Секретариата насчитывалось около 280 сотрудников, из которых 16 работают по контракту. Остальные направлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всем этим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать или придерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов вне Интерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии (ст. 30 Устава). С 1987 г. в составе Генерального секретариата действует Европейский секретариат для разрешения чисто региональных проблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другими преступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств в Европе. Центральные национальные бюро (НЦБ) создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола. Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, в конкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола. Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделенным большими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одной международной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейского сотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом, прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне - с НЦБ других стран и Генеральным секретариатом. Практическое осуществление международного сотрудничества в рамках Интерпола. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельных государств, наделенных правом помечать свои документы грифом “Интерпол”, поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных дел или другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, в приказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам к установленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокая эффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола. В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направление деятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиваться активного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола, информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации, разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в его системе. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола, инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его Генеральной Ассамблеи. Советникам поручается научная разработка отдельных вопросов (ст. 34 Устава). В перечень таких вопросов входят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических и психотропных средств, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыск огнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники в полицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средств связи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числа ученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной области знаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретное научное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается на должность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультантов от должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи. Свои исследования и другие функции консультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и по месту постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено право посещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашению президента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня. Основные направления деятельности Интерпола. Во-первых, это уголовная регистрация. Будучи общепризнанным и наиболее эффективным средством раскрытия международных уголовных преступлений, розыска и задержания международных преступников, она организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации, как преступников, так и некоторых преступлений. Основными идентификационными признаками являются демографические данные, внешние признаки объекта, способ совершения преступления («модус операнди»), особые приметы человека, его привычки, походка, манера поведения и др. Уголовная регистрация подразделяется на два основных вида: общую и специальную. Объектом общей регистрации становятся сведения о международных преступниках и преступлениях уголовного характера, имеющих международный элемент. Специальная регистрация фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступников. По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки. К ним относятся: 1. алфавитная картотека всех известных международных преступников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности, в которой на специальной карточке изложены все демографические и другие сведения, включая преступную “профессию” (на конец 1996г., например, в ней значилось более 4 млн. преступников, из них более З00 тыс. активно действующих, на которых дополнительно ведется персональное досье с данными об их судимостях, переездах и связях); 2. картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям (НЦБ) государств-членов организации заполняют специальную карточку на каждого международного преступника и отправляют ее в Генеральный секретариат, получив запрос со словесным портретом разыскиваемого, опытные служащие находят соответствующую карточку, снимают с нее ксерокопию и направляют адресату; 3. картотека документов и названий, состоящая из двух разделов. В первом учитываются по номерам, сериям и другим реквизитам паспорта, удостоверения личности, удостоверения на право владения самолетом, автомобилем, огнестрельным оружием, кинокамерой и другие документы, которыми пользовались международные преступники. Второй раздел содержит карточки с названиями морских судов, летательных аппаратов, автомашин, на которых перевозились наркотики, драгоценности и т.п., а также названия фирм или организаций, замешанных в международных преступлениях); 4. картотека преступлений и способов их совершения, которая состоит из нескольких картотек с описанием названия и способов совершения однородных групп или отдельных видов преступлений: незаконного распространения наркотиков, фальшивомонетничества, контрабанды оружием, захвата и угона самолетов и т.п.; 5. дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации, карточки в которой располагаются в соответствии с формулой, известной в криминалистике как «формула Гальтона и Генри». Здесь собрано более 300 тыс. карточек. Ежегодно картотека пополняется примерно на 10 тыс. штук. С ее помощью идентифицируют преступников; 6. картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица (фотографии и рисунки здесь располагаются по видам преступных «профессий»: торговец наркотиками, гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.п. В фототеке находится более 10 тыс. фотографий наиболее опасных преступников). В Интерполе ведутся и другие картотеки, содержащие сведения о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и др. ценностях; о лицах, пропавших без вести; о неопознанных трупах; картотека нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира и др. Пополнение картотек - обязанность каждого государства-члена Интерпола. Однако, большинство государств проявляют пассивность в этом важном деле. В свою очередь Генеральный секретариат снабжает НЦБ государств свежей информацией из своих картотек, не дожидаясь специальных запросов. Например, при появлении сведений о преступной активности лица Генеральный секретариат рассылает в страны-члены организации международный «зеленый циркуляр» (специальный бланк с зеленой эмблемой Интерпола в правом верхнем углу) с просьбой держать это лицо под наблюдением и сообщать о его перемещениях и всех обстоятельствах, имеющих отношение к его преступной деятельности. Во-вторых, это международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений, лиц, пропавших без вести, похищенных ценностей и других объектов преступного посягательства. На долю международного розыска преступников приходится основной объем всей розыскной работы Интерпола. Он включает в себя оперативно-розыскные действия, проводимые за пределами территории государства, где было совершено преступление. В розыске участвует полиция нескольких стран с соблюдением национального законодательства и ведомственных инструкций. Интерпол не только координирует действия полиции нескольких стран, но и оказывает помощь в снабжении информацией из своих картотек. В случае успеха задерживают и водворяют преступника под стражу, после чего по дипломатическим и другим каналам производятся переговоры о его выдаче (экстрадиции) государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является. В практике Интерпола различают три вида розыска: обычный, срочный и смешанный. Обычный розыск включает в себя целый ряд стадий - собранные документы орган расследования или суд направляет в НЦБ своей страны с просьбой о розыске бежавшего за границу преступника. Здесь просьба проверяется, запрашиваются дополнительные сведения, составляется «красный циркуляр» (специальный бланк с красной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Генеральный секретариат после соответствующей проверки рассылает его в НЦБ всех или некоторых стран-членов. Получив этот документ, каждое НЦБ дает полицейским органам команду о начале розыска. «Красный циркуляр» обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным приказом об аресте разыскиваемого лица. В случае задержания и ареста НЦБ немедленно уведомляет Генеральный секретариат и НЦБ страны-инициатора розыска. Последнее в свою очередь сообщает о задержании преступника в заинтересованные органы своей страны. О прекращении розыска извещаются заинтересованные органы. Срочный розыск организуется, как правило, по «горячим следам». Он отличается от обычного тем, что просьбы о начале розыска минуют Генеральный секретариат и направляются НЦБ через специальную радиосеть Интерпола в НЦБ соседних или других государств, куда бежал или может бежать преступник. Просьба о розыске, задержании и аресте бежавшего в другую страну преступника может быть направлена по телеграфу или другим оперативным способом. Если срочный розыск не принес успеха в течение трех месяцев со дня его объявления, то он заменяется на обычный, составляется и рассылается «красный циркуляр». Ежегодно в рамках Интерпола задерживается около тысячи международных преступников, при этом большинство - с помощью срочного розыска. В случаях, когда у полиции нет достаточных оснований для ареста или нет с данным государством договора о выдаче преступников, целью международного розыска является установление за ним и негласного полицейского наблюдения и контроль за их перемещениями. Такое же наблюдение устанавливается за так называемыми «привычными международными преступниками», которых в превентивных целях нельзя упускать из вида. В подобных случаях в Генеральном секретариате заполняется «зеленый циркуляр», в котором кроме обычных реквизитов содержится обращение к полиции: «В случае его появления взять под наблюдение». Смешанный розыск связан с тем, что далеко не все государства заключают двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников. Поэтому при смешанном розыске секретариат Интерпола рассылает два скрепленных вместе циркуляра: «красный» с пометкой такого, например, содержания: «При обнаружении преступника в европейских странах и США подвергнуть предварительному аресту в целях выдачи» («красный циркуляр» рассылается в страны, имеющие соответствующий договор о выдаче преступников); «зеленый» с пометкой: «В других странах следить за его перемещениями и деятельностью. Во всех случаях извещать инициатора розыска и Генеральный секретариат» («зеленый циркуляр» рассылается в страны, не имеющие с таким государством договора о выдаче). В третьих, международный розыск лиц, пропавших без вести, проводится в рамках Интерпола в случаях, когда национальный розыск не принес успеха и когда собраны доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы государства-инициатора розыска. На разыскиваемого в Генеральном секретариате заполняется «синий циркуляр» (специальный бланк с синей эмблемой Интерпола в правом верхнем углу). Кроме обычных сведений здесь приводится фотография разыскиваемого, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат собирает документы о его розыске. Розыск пропавших без вести чаще всего производится в интересах семьи и начинается проверкой по имеющейся в секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся сведения о неопознанных трупах иностранцев. При этом Генеральный секретариат извещает членов организации об обнаружении неопознанного трупа путем направления «черного циркуляра» (специальный бланк с черной эмблемой Интерпола в правом верхнем углу), в котором изложены обстоятельства обнаружения трупа, его фотография или другое изображение, отпечатки пальцев и др. И, в-четвертых, международный розыск похищенных ценностей. К их числу относятся автомобили и другие транспортные средства, произведения искусства (картины, скульптуры, антиквариат, другие музейные экспонаты), археологические ценности, оружие и т.п. Рассмотрим кратко деятельность Интерпола на примере розыска похищенных произведений искусства. Эта работа строится на тесном сотрудничестве не только с государствами-членами организации, но и с Международным советом музеем и ЮНЕСКО - инициатором Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.) и Конвенции об охране всемирного, культурного и природного наследия (1972 г.). При этом государства взяли на себя обязательства содействовать розыску и возвращению незаконно вывезенных произведений искусства, выявлять факты их купли - продажи, а на таможнях требовать специальные разрешения на их вывоз в другие страны. Интерпол принимает участие в организации их розыска, а также на конференциях, семинарах, совещаниях, проводимых международными организациями по вопросам борьбы с хищениями и контрабандой произведений искусства. Для облегчения розыска похищенного Интерпол рекомендует странам-участницам организации провести полный учет и составить каталоги произведений искусства и других художественных ценностей с их фотографиями, (это затруднит продажу и вывоз похищенного за границу), ужесточить условия купли-продажи и ввести сертификаты на покупку картин и других произведений искусства. Генеральный секретариат ведет учет всех хищений таких ценностей (классифицирует их «модус операнди»), лиц, принимавших участие в совершении таких преступлений, и объявляет международный розыск похищенного. Для эффективности розыска Интерпол издает специальные бюллетени, где изложены перечень разыскиваемых произведений и их фотографии, которые рассылаются в страны-участницы. НЦБ по рекомендации Интерпол организует наблюдение за лицами, занимающимися приобретением и продажей объектов розыска. Организуются специальные службы по розыску произведений искусства в структуре полицейских и таможенных служб, а также составляются картотеки похищенных ценностей. На их основе Интерпол ведет фотокартотеку украденных и разыскиваемых в странах произведений живописи, скульптуры, уникальных ювелирных изделий, а также предметов, имеющих большую художественную или историческую ценность. Все сведения о хищениях и похищенном введены в ЭВМ в штаб-квартире Интерпола в Лионе. Имея такой запас фактических сведений, специалисты могут прогнозировать маршруты перемещения похищенного, места сокрытия, купли-продажи, государственные или частные коллекции, в которые могут попасть эти ценности. Классическим примером организации розыска похищенного в рамках Интерпола служит дело о краже семи ценнейших картин Рафаэля и других авторов из выставочных залов Национального музея изобразительных искусств г. Будапешта, стоимость которых составила около 35 млн. долларов. Раскрытие этого «преступления века» и розыск похищенных картин заняли в конце 1983 г. 81 день. За это время только венгерское НЦБ Интерпола направило в разные страны 286 телексных сообщений, провело 104 телефонных разговора о поручениях и запросах НЦБ других стран, получило и отправило не менее 650 различных документов по линии Интерпола. В результате успешных оперативно-розыскных мероприятий на территории Венгрии, Италии и других стран была задержана и обезврежена группа расхитителей. Похищенные картины были изъяты в Греции и Венгрии. По этому поводу выпущен специальный почтовый блок с репродукцией похищенных картин, которые возвращены в музей и заняли свое достойное место. Деятельность Интерпола ограничивается регистрацией преступников и международным розыском. Устав наделяет Генеральный секретариат Интерпола полномочиями технического и информационного центра всей организации. В основе этой деятельности лежит сбор информации по вопросам борьбы с уголовной преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати. Сотрудники Интерпола не выполняют сугубо полицейских функций. Они подразделяются на две категории: офицерский корпус от лейтенанта до майора, (выполнит оперативно-аналитические функции при обработке поступающей информации о преступлениях, и исполнит просьбы о предоставлении информации из своих картотек) и обслуживающий персонал - секретари, машинистки, телефонистки, операторы картотек, фотографы, переводчики, библиотечные работники и др. Главная задача всех этих «канцелярских работников» - обеспечить сотрудничество ведомств уголовной полиции различных стран, снабдить их необходимой информацией в целях своевременного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Литература: 1. Дайчман И. Интерпол. Всемирная система борьбы с преступностью. М., - 2003. С.480. 2. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. Спб., - 2004. С.320. 3. Овчинский В. С. Интерпол в вопросах и ответах. М., – 2000. С.135. 4. Овчинский В. С. XXI век против мафии. М., - 2001. С.270. 5. Овчинский В. С. Русский Интерпол. // Международная жизнь. 1998. №9. С.36-42. 6. Фентон С. Бресслер. Интерпол. М., – 1995. С.342. 7. Peter G. Lee. Interpol, 1976.
|